|
Сергей ГОРОДНИКОВ
КИНЕМАТОГРАФ в ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ
Сейчас в России очевидный упадок культуры вообще и кинематографа в частности. Однако мрачные прогнозы преждевременны. Такое уже было в истории других стран, в частности в Германии времён Веймарской республики. До 1931 года положение дел в немецком кинематографе как в зеркале отражало положение дел в стране. Много мелких разобщённых студий возникали, чтобы снять абы что, часто порнуху или бездарную коммерческую пошлятину на случайные деньги сомнительного происхождения. Одни студии кое-как сводили концы с концами, а кому этого не удавалось, те исчезали столь же незаметно, как и появлялись. За редким исключением большой экран был захвачен американскими фильмами. Выдающиеся экспериментальные работы немецкого авангарда ничего не меняли в конечном итоге; общий тон был далёким от оптимистического. С 1931-го года в стране начали устойчиво нарастать националистические настроения. В следующем году на киноэкраны Германии выплеснула волна немецких фильмов исторического содержания с отчётливо заявленным националистическим отношением к прошлому. Воля к действию и сознание национального мужества в этих кинолентах вдруг показали, что страна стала просыпаться от полутора десятка лет разложения морали и нравственности, болезненных комплексов и упадка социальной этики. В одном из таких фильмов, снятом режиссёром Густавом Усицким, - “Утренний рассвет”, повествующем о гибели подводной лодки во время Первой Мировой войны, капитан подлодки Лиер обращается к своим подчинённым: “Мы, немцы, живём, возможно, не всегда добропорядочно. Но умирать мы умеем, как герои”. Накануне премьеры этого фильма, который вызвал большой отклик у зрителей своим призывом к Вере в нетленные понятия Долга и Чести и к Возрождению национального Духа, А. Гитлер был назначен канцлером Германии. Началась новая эпоха в истории немецкого кинематографа. Лидеры национал-социалистического режима поставили целью осуществить в киноиндустрии то, что они наметили и в промышленности - полную структурную перестройку. Множество мелких студий выкупались у владельцев и объединялись в крупные акционерные компании. Геббельс разъяснял, что задача правительства заключается в координации усилий, направленных на разрешение главных проблем и рациональное использование всех материальных, финансовых и технических возможностей отдельных звеньев кинопроизводства, включая производство новой техники и лабораторных исследований. Начальный этап этой перестройки привёл к обвалу кинопроизводства, отчасти связанному с расовой чисткой в среде деятелей кино, - что вызывало бурное и нескрываемое злорадство всех врагов и недругов национал-социалистического режима. Однако уже с 1938 года стали видны результаты преобразований, направляемых правительством. Если накануне реформ, в 1933 году немецкие фильмы посмотрели 245 миллионов зрителей, то в 1939 году - 624 миллиона, в 1940 - 834 миллиона, а в 1942 году число просмотревших немецкие фильмы превысило миллиард человек. Соответственно росли и доходы киноиндустрии Германии: от 411 миллионов марок в 1939 году до 850 миллионов марок в 1942 году. Немецкие фильмы стали устойчиво проникать в зарубежные страны и теснить там англо-американскую кинопродукцию. С 1942 года фильмы производства Германии переживали небывалую конъюнктуру, особенно в Европе и в Латинской Америке, но так же и в Азии. Постоянно росли постановочные расходы, которые обеспечивали зрелищность и использование современных достижений технического обеспечения съёмок. Если в 1933 году средняя стоимость постановочных расходов была около 250 тысяч марок, то уже в 1942 году она достигла 1 миллиона 400 тысяч марок, при этом нередки были случаи, когда стоимость производства одного фильма превышала несколько миллионов марок. Достижения немецкого кинематографа в завоевании внутреннего и внешних рынков были впечатляющими. Доктор Геббельс и другие официальные представители Третьего Рейха с оптимизмом говорили о будущем европейского кино, чьим боевым отрядом был, по их убеждению, немецкий кинематограф. Новый исторический оптимизм самой Германии, и её огромные достижения в социологизации общественной культуры порождали нового героя, предприимчивого и цивилизованного, привлекательного для среднего класса горожан, и это притягивало сотни миллионов зрителей во всём мире. Опыт Германии показал. Для становления и развития кинематографа в условиях вхождения в мировые капиталистические товарообменные отношения необходимо сосредоточение средств в крупных компаниях, обслуживающих национальную общественную политику, национальную общественную идею, нацеленных на созидание национальной общественной культуры. Именно это предстоит осознать в нынешней России. |
|
Copyright © Сергей ГОРОДНИКОВ
e-mail: s-gorod@mail.ru